- Юрий Геннадьевич, вы работаете тренером уже больше 20 лет, хотя по образованию – инженер, окончили Волжскую государственную академию водного транспорта.
- На водном институте отец настоял. Он всю жизнь отдал речному пароходству. Начинал в 1942 году кочегаром на пароходе «Трудящийся». Ему тогда 14 лет было. И меня видел в этой сфере. А я мечтал быть тренером. Но перечить отцу не стал, окончил вуз и… пошел работать воспитателем в 53-ю школу. Набрал там группы ребятишек, начал с ними работать. Когда в 1981 году устроился в областной центр «Олимпиец», у меня уже были неплохие ребята. Я прошел курсы переподготовки тренеров, но мне этого было недостаточно. Очень много читал о легкой атлетике, занимался самообразованием.
- Вы работали до 1997 года, потом в вашей тренерской биографии наступил перерыв.
- Я с огромным удовольствием вспоминаю эти 17 лет тренерства. У меня были хорошие ребята. Например, Лена Левашова. Она пришла ко мне, когда училась в 4-м классе. Через несколько лет из 14 секунд побежала 100 с барьерами. Рекорд Нижегородской области – 13,79, который ей принадлежит, до сих пор не побит. Хорошие результаты показывал Сергей Соловьев – чемпион России, победитель Кубка СССР в беге на 400 метров с барьерами. Маша Балина имела 13,5 на 100 с барьерами. Я всегда говорю: нужно работать и результат непременно будет!
- Насколько я помню, ваши ребята в те годы выступали за «Динамо».
- Да, поскольку я сам - выходец из «Динамо», мы тренировались на базе этого клуба.Там были созданы все условия, чтобы ребята росли и показывали достойные результаты.
- Вы вновь вернулись в профессию в 2010 году. Спустя пять лет работы, наверное, снова можно говорить о хороших ребятах. Например, на слуху ваш Игроь Казайкин…
- Артем Трошин, Юрий Ямбашев, Святослав Ратов, Даниил Ермолов, Арина Малахова. Это те ребята, которые в ближайшее время смогут прилично выступать. И за ними еще воспитанники подтягиваются.
- И это несмотря на то, что материальная база оставляет желать лучшего.
- Я просто такой человек, что могу переварить все трудности, которые на меня сваливаются. Я как тот дуб, который в воде мочат, а он от этого только крепче становится. Мне интересен спорт и все, что с ним связано. Мне интересно общаться с детьми. Видеть, как ребенок растет, развивается. Причем, не только в плане физическом, но и интеллектуальном. А что касается условий… Нужна элементарная организация процесса, плюс постоянный отбор. Я часто хожу по школам, смотрю детей, приглашаю к себе в группу. По натуре своей я - максималист. И считаю: раз пришел заниматься – должен для себя добиться максимального результата. Каждый ребенок до определенного уровня обязательно раскроется.
- Некоторым вашим воспитанникам сейчас по 14-16 лет – самый сложный возраст.
- Да, в их жизни многое начинает меняться. Статистика показывает, что большинство потерь в секциях приходится как раз на этот возраст. Но те, кто остается, это уже надолго и они обязательно чего-то добиваются, потому что остаются ребята умненькие. Они и учатся нормально, и понимают свои задачи в дальнейшей жизни. У нас легкая атлетика – индивидуальный вид спорта. Каждый выступает за себя. Ты не должен смотреть на друзей – как и что они делают. Вот твои задачи – и ты должен их выполнять.
- То есть, легкая атлетика, это, прежде всего личность.
- Да, если спортсмен не личность, у него ничего не получится.
- А за счет тренировок?
- Возможно, что-то будет до определенного уровня.
- Вы с вашими воспитанниками много тренируетесь?
- Делаем по одной тренировке в день. Во-первых, с утра они учатся. А во-вторых, я считаю лет до 18 вполне можно обойтись одной тренировкой. Важно не сколько тренироваться, а как. Ведь есть такие вещи, как возрастная и временная адаптация к нагрузками.
- Юрий Геннадьевич, а что еще, кроме легкой атлетики, есть в вашей жизни?
- Рыбалка. Я – страстный лещевик. О-о-о, в такой рыбалке масса всяких нюансов. Одних прикормок сколько нужно приготовить! С удовольствием работаю на даче – пилить, строгать – это мое. Отец в свое время всему научил. Да и жизнь частенько заставляла. В советские времена мы с другими тренерами, будучи в отпуске, частенько калымили: асфальт укладывали, на стройке работали. Даже помидоры в порту разгружали.
- Что теперь, какие планы на ближайшее будущее?
- Не потерять того, что есть. Например, хорошие отношения со школами. Дай Бог, если стадион «Водник» восстановят. Дай Бог манеж построят, и мы в нем еще успеем поработать. В общем, руки опускать я не собираюсь. Есть перспективные дети, с которыми приятно работать. Я уверен: смогу из них что-то «вылепить».
- Спасибо за интервью. И еще раз – с юбилеем! Здоровья, удачи, способных учеников, новых побед и рекордов!
Елена КУЗНЕЦОВА.