Блог президента 
Перейти в категорию>>>

Как тренер инженера победил

Как тренер инженера победил

Много лет назад он выбрал для себя хорошую мужскую профессию – инженер. Окончил Волжскую государственную академию водного транспорта и… устроился работать воспитателем группы продленного дня в 53-ю школу. Занимался с ребятишками, а еще – вел у них секцию. Параллельно тренировал детей и в областной детско-юношеской школе. Сегодня Юрий Геннадьевич Кулаков – тренер-преподаватель ДЮСШ «Водник».

- Юрий Геннадьевич, я так понимаю, тренер в вас победил инженера. Видимо, ваши наставники очень любили легкую атлетику и смогли это чувство передать вам.

- И я им за это очень благодарен. Первым моим тренером был Александр Арсентьевич Кудрявцев. Я у него занимался, пока учился в школе. Потом перешел к Евгению Михайловичу Борисенко.

- В чем специализировались?

- Бегал 400 метров с барьерами. Но если честно, до 9-го класса на тренировки ходил так… Шаляй – валяй. Но как-то раз тренер поставил меня на соревнованиях на 400 с барьерами. Без особой подготовки я пробежал, и стал третьим. Думаю, а чего это я третий? Первым хочу быть! Выступал тогда на маленьких барьерах и показал результат 64 секунды. А уже через год выиграл первенство области, хотя конкуренция была очень высокая. Пробежал 57,4 с высокими барьерами. Еще через год показал 55,2. Было все неплохо, но потом у меня начались травмы. Сейчас, как тренер, я понимаю, почему. Но тогда мне было не до аналитики, я просто хотел выигрывать.

- Знаю очень многих ветеранов, которые в свое время делали технические виды. Сейчас, к сожалению, такой массовости отметить не могу.

- А в этом нет ничего удивительного. Если раньше тренер, который работал с техническими видами, получал стимулирующую надбавку к зарплате, группы у него были меньше, а часов - больше. То в начале 90-х, всех подравняли. Только у метателей осталась своя небольшая специфика. Отсюда вывод: зачем тренеру упираться и готовить барьериста - на это как минимум 4 года уйдет. Легче взять десяток девчонок, которые через пол года побегут по третьему разряду, вот тебе и зарплата. Как не крути, деньги в нашем обществе решают очень многое. Нет материальной заинтересованности у человека в результатах своего труда, он и рваться не будет. Единицы готовы работать, что называется, за идею.

- Не думаю, что вами двигали исключительно меркантильные соображения, когда вместо престижной работы в Волжском пароходстве вы выбрали обычную среднюю школу.

- Нет, конечно. Я действительно был просто влюблен в легкую атлетику. В этом плане и сегодня ничего не изменилось. Но денежные вопросы тоже стояли не на последнем месте. Я начал свою тренерскую деятельность в 1980 году, а через 17 лет расстался с любимой профессией. К этому времени нам уже год, как не платили зарплату. А семью надо было кормить, и тогда я занялся бизнесом. В принципе, у меня все получилось.

- Но легкая атлетика все эти годы вас не отпускала…

- Не отпускала. Я частенько вспоминал своих ребят. Некоторые из них здорово бежали барьеры. Лена Левашова – 13,79 имела на 100 с барьерами. Ей до сих пор рекорд Нижегородской области принадлежит. Сергей Соловьев – за 51 секунду 400 с барьерами бежал, чемпион России, победитель Кубка СССР. Маша Балина – 13,5 имела личный рекорд. Поэтому, как только появилась возможность, я вновь вернулся к тренерской работе, и с 2009 года опять занимаюсь с детьми.

- Да, ваши воспитанники пока еще растут. И лично для меня Юрий Геннадьевич Кулаков, в первую очередь, детский тренер.

- А я такой и есть. Как в советские времена занимаюсь отбором. Хожу по школам, просматриваю ребят, общаюсь с преподавателями. Приходят очень неплохие дети, но, признаюсь, некоторые из них сидят в настоящей психологической яме. Ничего не хотят, в успех не верят, и вытащить их из этого состояния очень сложно. Тем более, что, действительно, условий для занятий у нас нет. Что мы имеем? Школьный спортзал (я сейчас на базе школы №7 работаю), да улицу! Но я давно для себя решил: дело не в условиях, а в желании тренера, желании ребенка добиться результата. В способностях ученика, его возможностях реализовать на беговой дорожке все, что заложено в него природой и тренером. И еще. Я считаю так: тренер действительно заслуживает уважения, если его ученики один за другим добиваются результата. Если есть преемственность, если есть система. На «Воднике» сейчас появились зачатки такой системы. Его директор – Дмитрий Николаевич Комаров – проводит очень правильную политику, и я думаю, результат не заставит себя ждать.

- Не тяжело опять все начинать буквально с нуля?

- Да нет. По жизни я привык надеяться только на себя. Никто никогда мне на блюдечке с золотой каемочкой ничего не преподносил. А я ни от кого милостей и не жду. Сам отбираю ребят, веду свои группы. Я знаю, что мне нужно делать со своими воспитанниками, и знаю, как они будут расти. Например, Игорь Казайкин. Пришло время, и он стал показывать результаты, был третьим на всероссийском финале «Шиповки юных». Причем, во всех видах он выступил ровненько, он все умеет, ко многому готов. У него великолепная нервная система, он – боец до мозга костей. Я считаю, задача любого тренера – помочь своему ученику, который хочет чего-то хочет добиться, полностью реализовать себя. Но очень важно делать это постепенно, ничего не форсировать. Всему – свое время. А когда ребенок приходит на занятия, выясняется, что он уже у кого- то тренировался. И они там 20 раз по 200 метров бегали, а ему всего 13 лет - извините! Дальше-то как с ним работать?

- Юрий Геннадьевич, успех, понятное дело, всегда добавляет сил. А разочаровываться в работе приходилось?

- Бывало. Иногда смотришь: талантливый ребенок, прекрасные физические данные. Но… Отвратительно учится, узкий кругозор – в итоге нулевой результат. И таких детей немало. Мне достаточно пару месяцев с ребенком проработать, на соревнованиях на него посмотреть, чтобы понять его характер и увидеть, получится из него что-нибудь или нет.

- А ваше техническое образование как-то помогает в тренерской работе?

- Конечно! Потому что обучение в техническом вузе заставляет думать. Тебе дают задачу, и необходимо ее решить. Вот и на тренировке, я не констатирую факт: пробежал быстрее или, наоборот, медленнее, я пытаюсь понять, почему так произошло. Ведь, что такое результат? Это мощность, умноженная на ускорение. Мы говорим: вот перспективный ребенок, хорошо 800 метров бежит. Да, сейчас, может и хорошо. Но, по бегу видно, он – темповик, ему шаг надо прибавлять, скорость. А за счет чего? Он уже все показал, на что был способен. Я считаю, перспективных детей в 14-15 лет надо определять, проводить тестовые соревнования. И в таких детей деньги вкладывать.

- Однако, быть чемпионом дано не каждому.

- Согласен. Но тренер он должен туда… К звездам тянуться. Иначе, ты уже не тренер, ты – статист.

- Но, нельзя забывать и о том, что тренеры тоже поставлены в определенные рамки…

- Да, и пока в нашем виде спорта не изменится схема оплаты труда, ждать серьезных позитивных сдвигов сложно. Мне очень хотелось, чтобы в Нижегородской области была создана система, благодаря которой у нас вырастали бы настоящие спортсмены. И, считаю, такая общественная организация, как детский спортивный клуб по легкой атлетике, нам просто необходима.

Елена КУЗНЕЦОВА.