– Я учился в Балахнинском энергетическом техникуме, занимался лёгкой атлетикой и, когда пришло время эстафеты, был отобран в команду, – рассказывает Василий Евгеньевич. – Это была целая церемония. В движение приходила вся спортивная общественность техникума. В команду могли попасть не только легкоатлеты, но и лыжники, волейболисты, футболисты – нужно было лишь показать достойный результат на прикидке. Прекрасно помню, как потом мы собирались на эстафету. Автобус, разговоры о предстоящих соревнованиях, бутерброды, прихваченные из дома, термос с горячим сладким чаем… От Балахны выставлялось по несколько команд. Для провинциальных бегунов поездка на пробег «Горьковской правды» была как выход в большой свет. Когда я первый раз приехал на эстафету (в 1968 году), поразился: на площади Минина и Пожарского не протолкнуться от народа! Участников эстафеты приветствовали руководители области, города, высокие милицейские чины. Признаюсь честно: представителей нашей администрации в лицо я впервые увидел именно на пробеге.
А потом в жизни Пушкина появились Горьковский автомобильный завод и команда «Торпедо», ставшая родной на всю жизнь.
– С 1970 года я начал выступать за автозаводцев, – вспоминает председатель ФЛАНО. – В то время бежал800 метровпо первому разряду, и мне доверили этап по Верхневолжской набережной. Такая там была заруба! Я за каким-то динамовским спортсменом из Дзержинска бежал, мастером спорта. Конечно, достать его мне было тогда нереально. Но главное, что не дал ему убежать, оторваться, и это был такой драйв!
Не меньше удовольствия доставляло подведение итогов.
– Эстафета имела своё, ни с чем не сравнимое, послевкусие, – замечает Василий Евгеньевич. – Все наши участники собирались на учебно-тренировочном стадионе, обсуждали перипетии борьбы: что получилось, что нет, кто хорошо пробежал, кто не очень. Мы делились впечатлениями от пробега – это были столь сильные эмоции, что даже сейчас, спустя почти полвека, снова и снова переживаю такое волнение, такой азарт!
Эстафете уделялось огромное внимание. После пробега по ГАЗу неизменно издавался приказ о поощрении бегунов – работников завода, которые привели к победе сборную «Торпедо». Автозаводцы до сих пор непревзойдённые лидеры по числу одержанных на нашей эстафете викторий. Мужчины становились лучшими 46 раз, женщины – 53.
– Отбор в команду был – мама не горюй. Этапы на «Горьковской правде» – длинные, спринтеры стонали, но Виктор Александрович Степаненков был непреклонен: все на прикидку! – смеётся Пушкин.
Пожалуй, настоящее счастье от пробега Василий Евгеньевич испытал, когда эстафетную палочку по улицам города понесли его ученики, в том числе и автор этих строк.
– Это были уже совершенно другие ощущения, – замечает Пушкин. – Родители всегда острее чувствуют успехи и неудачи своих детей, если те занимаются их любимым делом. Так и я: испытал настоящую гордость, когда мои ребята и девчата стали выступать за «Торпедо». С каждым из них я мысленно пробегал его этап, переживал те же чувства, что они, делил с ними необыкновенную энергетику пробега. И конечно, радость. Радость от победы. Только у меня она была многократная. Сколько девчонок моих бежало, сколько мальчишек – умножай, вот и получится то самое счастье, которое сваливалось на меня после каждого пробега. Эстафета «Горьковской правды» была настоящим праздником для спортсменов и горожан, для которых в день соревнований устраивались массовые гуляния. Надеюсь, что пробег на призы «Нижегородской правды» сохранит традиции, которые накопились за 90 лет, и каждая следующая эстафета привнесёт в спортивную жизнь нижегородцев что-то своё, незабываемое. Что-то такое, что спустя годы будет вызывать у её участников волнение и азарт.
Елена ВЛАСОВА
На снимке: Середина 80-х. Женская команда «Торпедо» в очередной раз стала победительницей пробега на призы газеты «Нижегородская правда». Из одиннадцати бегуний, выступавших за автозаводскую сборную, шестеро — воспитанницы Василия Евгеньевича Пушкина (второй слева в верхнем ряду).