- Это как Лев Николаевич Толстой говорил: «Если бы мне дали выбирать: населить землю такими святыми, каких я только могу вообразить себе, но чтобы не было детей, или такими людьми, как теперь, но с детьми,- я бы выбрал последнее».
- Это точно. Сколько себя помню, всегда мечтала работать в детском саду. После окончания школы даже в педучилище поступила. Тренировалась тогда в «Локомотиве» у Нины Алексеевны Седовой. Она мне не препятствовала, но предупредила: «Нагрузки там серьезные, занятия до вечера, так что, с тренировками, скорее всего, тебе придется распрощаться. Решать тебе, но подумай, может все же в институт физкультуры имени Лесгафта документы подашь?». Нину Алексеевну я всегда слушала, она – моя вторая мама. И вот 1 сентября все пошли на занятия, а я пошла и забрала документы из педучилища, на следующий год поступила в питерский институт физкультуры, и вот, с 1990 года работаю тренером.
- Я так понимаю, вы родом из Нижнего Новгорода, как оказались в Сарове?
- Замуж сюда позвали, - улыбается Мочкаева, - 21 год уже здесь живу.
- Вот и расскажите – как, чем живете, в каких условиях тренируетесь. Вообще, как относятся в Сарове к легкой атлетике?
- У нас здесь детско-юношеская спортивная школа, в ней 2 отделения: легкая атлетика и баскетбол. В нашем распоряжении небольшой манеж, покрытый регуполом: круг - 85 метров, прямая - 30, есть прыжковая яма с разбегом в 20 метров. Как относятся к легкой атлетике… Конечно, особо ее никто не пропагандирует. Наша самая мощная «реклама» Таня Фирова, - смеется Марина Юрьевна, - как только на очередных соревнованиях она что-нибудь завоюет, сразу такой прилив детей! Приходят вместе с родителями, говорят: «Мы хотим заниматься у вас». Татьяна – моя ученица, все в городе знают меня, как ее наставницу, вот и идут в секцию. А я никому не отказываю: хотите, пожалуйста! Только вот потом проходит время, и из этого «прилива» остаются тренироваться единицы. Я Татьяне звоню: «Ты почему в последнее время ничего не выигрывала, что-то у меня ребятишек в секции стало маловато», - улыбается М.Ю.Мочкаева, - с Таней мы в постоянном контакте – переписываемся, перезваниваемся. У нас вообще очень теплые добрые отношения, я с ней до 20 лет работала – на сборах, соревнованиях всегда вместе. Она для меня все равно, что дочка. Кстати, мой собственный ребенок, ей уже девятнадцать, до сих пор меня к Татьяне ревнует. Любит ее ужасно и… ревнует. А мой первый супруг, так вообще не выдержал того жизненного ритма, который у нас был в период ее тренировок и выступлений, мы с ним расстались.
- Татьяна – известная на всю страну бегунья. Из других воспитанников также стремитесь вырастить спортсменов экстра класса?
- Однозначно! Воспитать олимпийских чемпионов. Правда, пока получается чуть пониже, но цели мы всегда определяем по максимуму. И ребят хороших много. Вот недавно Алексей Калганов завершил свою прыжковую карьеру, вернулся в город, хочет учиться в аспирантуре. Я его к себе пригласила работать, и он – молодец, согласился. А так я вообще была единственным тренером по легкой атлетике на весь Саров. Ну, по крайней мере, последние года четыре, работала одна. Тем не менее, когда мы с командой приезжаем в Нижний, и эстафеты выигрываем, и на соревнованиях очень заметны. Недавно, например, на Кубке федерации легкой атлетики Нижегородской области заняли много призовых мест.
- Да как же вы одна со всем справляетесь?
- Честно? Сама не знаю, - пожимает плечами Марина Юрьевна, - я уже говорила – просто ребятишек люблю, всех беру к себе, никому не отказываю. Тот же Алексей Калганов. Сегодня он - мастер спорта, чемпион России в тройном прыжке. А когда пришел, его даже в секцию не записывала, очень слабенький был. Но я всегда верила, что из него выйдет толк. Он такой… упертый, целеустремленный. И, ничего, выровнялся! К сожалению, иногда бывает и наоборот. От природы у человека великолепные данные, а он ничего не хочет. Была, например, у меня Настя Пяткова – очень одаренная девочка. Я с ней позанималась всего 2 года, и она стала победительницей первенства России среди девушек в беге на 800 метров. Я с Татьяны Фировой тренерами договорилась, что передам им Настю, когда она школу окончит, на сборы совместные ездили. Но у нее не было ни особого желания тренироваться, ни трудолюбия – в итоге так и бросила заниматься. Очень жалко и обидно, когда талантливый ребенок уходит из спорта. В прошлом году в это время я с ней целый месяц в Кисловодске была на сборе. Бросила ради нее других детей и поехала. Но, увы…
- Ну, не будем о грустном в день вашего рождения. Вы ведь по натуре человек оптимистичный…
- Стараюсь быть, - с улыбкой вздыхает Марина Юрьевна, - прихожу на тренировку и какие-то проблемы, плохое настроение оставляю «за дверью». Иначе нельзя. Ведь дети все чувствуют, и мое состояние моментально передается им. Мы вообще находимся в тесном контакте. Они постоянно рассказывают мне о каких-то своих трудностях, радостях, маленьких победах, а я не скрываю от них своей жизни. Дочь у меня учится в университете в Нижнем Новгороде, приезжает на выходные, а мои дети в курсе того, что с ней произошло за неделю. Она на меня обижается: «Мам, ну зачем ты все рассказываешь!». Я ей говорю: «Дочь, а как же иначе? Это ж моя семья! Они всем-всем со мной делятся, а я с ними». Вот так и живем…
- Получается, много лет назад Нина Алексеевна попала в «десятку», отправив вас в институт физкультуры.
- Получается так! И я ей за это бесконечно благодарна.
- С днем рождения, Марина Юрьевна! Сегодня не часто встретишь человека столь искреннего, готового принять окружающих людей такими, как они есть. Будьте счастливы! Бодрости, силы, надежды, здоровья, любви, тепла, удачи, исполнения желаний.
Елена КУЗНЕЦОВА.