Блог президента 
Перейти в категорию>>>

Жизнь под знаком легкой атлетики

Жизнь под знаком легкой атлетики

Мастер спорта международного класса, в 1970 году он стал победителем чемпионата Европы в эстафете 4х400 метров, вместе с товарищами по команде установив рекорд мира, который продержался 35 лет! Ранее, в 1969-м, становился серебряным призером чемпионата Европы, в 70-м - серебряным призером Кубка Европы, чемпионом и призером Спартакиады народов СССР в эстафете 4х400 метров, в 1966-1975 годах 14 раз одерживал победы на чемпионатах России в разных видах программы. Сейчас тренер-преподаватель училища олимпийского резерва Евгений Михайлович Борисенко – один из опытнейших наставников, заслуженный тренер России. Сегодня он отмечает 70-летний юбилей. От всей души поздравляем!

- Евгений Михайлович, можете выделить в своей жизни какой-то особенно счастливый период?

- Конечно – время работы в обществе «Динамо», которому я отдал без малого четверть века. Мы иногда собираемся с бывшими динамовцами и вспоминаем это «золотое» время. У нас был отличный коллектив, очень дружный, работало 9 тренеров. Был такой боевой настрой, такой рабочий подъем! В нашем манеже на стадионе «Динамо» наполняемость была колоссальная! Люди просто сидели у входа и ждали своей очереди потренироваться. В это время как раз выросла целая плеяда очень сильных спортсменов: Лариса Абрамова (Туршина), Володя Шишкин, Володя Порывкин, Олег Егоров, Татьяна Герасименко. А потом «Динамо» не стало. До сих пор обидно, что все куда-то ушло. Ведь «Динамо» существовало на самоокупаемости, государство денег в него не вкладывало, были свои предприятия, которые работали на спорт.

- Кто из ваших воспитанников оставил наиболее глубокий след в вашей душе?

- Конечно, очень одаренной спортсменкой была Лариса Абрамова - двукратная победительница Кубка СССР, последняя чемпионка Спартакиады народов России. Она бежала всё: 400 метров с барьерами, «гладкие» 400, выступала на дистанции 800 метров. Я принимал участие в становлении Володи Шишкина, как спортсмена. Когда его тренер Александр Иванович Шереметьев собрался уходить на пенсию, то сказал: забирай Володю к себе. Он закончил институт, и я призвал его в армию. А поскольку был главным тренером спортивной команды во внутренних войсках, направил его туда. В итоге Володя дослужился до капитана. Я считаю, он состоялся как спортсмен, во многом благодаря тому, что попал в «Динамо». Потом у меня был Дима Васильев – рекордсмен области, участник Олимпийских игр. Конечно, Катя Кондратьева. У Катерины каких только титулов нет! Она – чемпионка Универсиады в Южной Корее в эстафете 4х400 метров, в личном виде была второй в беге на 200 метров. Участвовала в Олимпийских играх в Афинах. А зимой на матчевой встрече в Глазго стала рекордсменкой мира в эстафете 4х200 метров. Очень талантливая девочка Надя Сазонтова. На двух чемпионатах мира была – по девушкам и по юниорам, в 10-м классе уже выполнила норматив мастера спорта. Заняла второе место на Универсиаде, американцы на нее глаз положили, приглашали к себе учиться. Много хороших ребят и девчат было.

- Знаю, одно время вы занимались и со спортсменами с ограниченными физическими возможностями.

- Это сейчас к паралимпийцам пристальное внимание. В 80-е годы все было на общественных началах. Меня попросили помочь с тренировками – я помог. В итоге Лена Джабиева стала чемпионкой Сурдлимпийских игр, Саша Чупурнов – бронзовым призером. Много добился дзержинец Александр Титов, многократный чемпион России. Я работал с этими спортсменами где-то до начала 90-х. К этому времени у меня у самого сформировалась большая группа хороших спортсменов – Миша Иванов, Андрей Турыгин, Сева Ворончихин, Лариса Абрамова. Все они были в сборной команде СССР, и все внимание я уже полностью переключил на них. Сегодня у меня неплохо бежит Дима Ефимов. Моя воспитанница Саша Тарасова тренируется в Москве у Людмилы Федоривы. Мы нашли консенсус и работаем с бегуньей вместе, тем более, что Саша – спортсменка нашего Центра спортивной подготовки.

- Я разговаривала со многими вашими коллегами, все в один голос отмечают, что вы жить не можете без легкой атлетики, работа для вас всегда стоит на первом месте.

- Наверное, так оно и есть. Только в этой ситуации я часто вспоминаю слова Виктора Александровича Степаненкова: в нашем манеже я уже ослеп. Я к чему веду разговор? К тому, что с каждым годом наша материально-техническая база становится все хуже. Лично я новый манеж с 1970 года жду. Посмотрите, у всех соседей вокруг – в Чувашии, Мордовии, Татарстане – есть прекрасные манежи. И что у нас? Манеж нам необходим, как воздух! Перед каждым тренером всегда ставится задача – добиться результата. Но как тут покажешь результат, если я со своими ребятами тренируюсь в УОР в подвале?

- Ваша супруга Татьяна Андреевна смирилась с тем, что номер один для вас, это работа?

- Сейчас уже немножко смирилась. Мы с ней вместе почти 48 лет, поэтому, что ей остается делать, - смеется Евгений Михайлович.

- Через два года будете золотую свадьбу отмечать!

- Да. Я вспоминаю, как родители отмечали 50 лет совместной жизни. Они всегда мечтали собрать всех детей, родственников за одним большим столом с огромным самоваром. Так и случилось. Собрались все, разговоры разные пошли. И мать стала просить отца: расскажи, как ты тащил на себе седло, когда лошадь у тебя убило во время борьбы с Врангелем. Отец у меня - участник гражданской и Великой Отечественной войны. Ну, он и давай байки травить, потом песню запел. А я принес с собой магнитофон и все это записал. На следующий день включил запись, мама в комнату заходит, озирается по сторонам: как так, отца в комнате нет, а он поёт? Ей тогда все это в диковинку было.

- Насколько я знаю, папа у вас – донской казак, мама – с Кубани, у нее тоже казачьи корни.

- Да, а сам я родом из станицы Ясенская, это Краснодарский край, 30 километров от Ейска. Моя любовь к спорту она оттуда, из детства. Мне очень повезло в жизни: у меня с самого начала были замечательные учителя – фанаты своего дела. Что в школе, что в техникуме, что в армии. В армии, например, замкомандира отряда капитан 1-го ранга Крымский был мастером спорта по вольной борьбе, стрельбе и велосипеду. Уникальный человек! Он собрал вокруг себя группу спортивных ребят и создал все условия для тренировок. Потом меня пригласил к себе заниматься заслуженный тренер СССР Ефим Моисеевич Кауфман, так я оказался в Горьком. Когда попал в сборную, мне посчастливилось общаться с Евгением Никитовичем

Буланчиком, Евгением Филипповичем Кузнецовым, Рохлиным, Вакуровым, Садовским… А с главным тренером сборной Гавриилом Витальевичем Коробковым я вообще очень интересно познакомился. 1968 год, бегаю по стадиону, сидит мужчина какой-то на трибуне. Ну, я потренировался, иду мимо, здороваюсь с ним. Я ж парень деревенский, у нас так принято. А у меня шиповки были чешские, с такими гвоздями толстенными. Он меня и спрашивает: кто ты, да что бегаешь, как бежишь. А размер у тебя какой? Мне ребята потом говорят: знаешь, с кем ты сейчас разговаривал? Нет. Это же Коробков, главный тренер сборной! Вот тебе и раз! Через пару дней встречает он меня, подзывает к себе, открывает багажник своей «Волги», достает шиповки и кроссовки, вручает мне со словами: бегай быстро! Атмосфера тогда в сборной была замечательная. Мы, спортсмены, все друг друга знали. У меня в друзьях и ходоки были, и метатели, и прыгуны. Сейчас, к сожалению, такого нет, все живут и тренируются как-то разрозненно. Перед соревнованиями собирается команда, а спортсмены друг друга и не знают.

- Но вы-то своих воспитанников научили дружить, часто общаетесь с ними в неформальной обстановке. Катя Кондратьева, например, говорит, что вы великолепно коптите рыбу!

- Есть такое дело, - улыбается Евгений Михайлович. - Я же родился на берегу реки, на рыбе вырос. У меня брат был мастером высшего класса по засолке рыбы. А я вот научился коптить. У меня на даче небольшая коптильня есть. Я вообще в саду люблю возиться. Жена Татьяна вообще там постоянно находится. У нее цветов – море! Ну, конечно, и все остальное имеется: помидоры, огурцы, баклажаны, арбузы, дыни, перцы. У меня раньше на рябине даже груши росли. Это нас Александр Иванович Шереметьев научил прививать. Он был большой любитель садово-огородных работ. И вот как-то приехал по моему приглашению (мы с ним дружили), привез черенки, прививочные ножи. Я Ивана Никитовича Коптюха позвал, Владимира Федоровича Бушкина, других тренеров. Он показал, что и как нужно делать. Я притащил две рябины из леса, посадил, привил на них груши. Соседи надо мной сначала хихикали. Но когда в 2000-м году груши дали урожай, все пошли в лес за рябинами и ко мне – учи прививать.

- Евгений Михайлович, а о чем вы мечтаете?

- Чтобы здоровье было, и хороший ученик попался. Потому что еще хочется работать, вырастить спортсмена, который попал бы в сборную команду страны и достойно выступил на Олимпийских играх. Олимпиада это ж венец всего для тренера и спортсмена.

- Пусть все задуманное сбудется! Здоровья, долголетия, семейного тепла и уюта, добрых друзей рядом и талантливых учеников. С юбилеем!

СЛОВО КОЛЛЕГАМ.

Василий Евгеньевич Пушкин, председатель Федерации легкой атлетики Нижегородской области:

- Знаю Евгения Михайловича уже 45 лет. В 1970 году я как раз начал выступать на городских и областных соревнованиях, тренироваться на «Воднике», тогда с ним и познакомился. Евгений Михайлович был на пике спортивной карьеры. С какой силой, с какой мощью он бежал свои коронные 400 метров! Казалось, его невероятная энергия ощущается на всех восьми дорожках стадиона. Он был одним из сильнейших 400-метровиков Советского Союза. Борисенко – это, безусловно, явление в легкой атлетике. На беговой дорожке он чувствовал себя очень уверенно. И эта уверенность осталась ему присуща, когда он стал тренером. К его силе, отличному кубанскому здоровью добавилась мудрость. Евгения Михайловича я причисляю к когорте наших славных наставников: Николай Николаевич Маслов, Виктор Александрович Степаненков, Иван Никитович Коптюх, Людмила Ильинична Чуркина… И ученики у Евгения Михайловича ему под стать – сильные, уверенные в себе. Но он все равно постоянно хлопочет за них. Чтобы было лучше его ученикам, чтобы было лучше общему делу. Он всегда доводит начатое до конца. На него можно положиться. Это ведь Евгений Михайлович много лет назад стоял у истоков нашей федерации, был председателем ФЛАНО. Пробивал деньги, чтобы федерация стала независимой, смогла начать развиваться. Он очень авторитетный человек, его прекрасно знают в Москве, ассоциируя со всей нижегородской легкой атлетикой. Таких как он – по пальцам пересчитать. Отношусь к Евгению Михайловичу с огромным уважением. Сегодня ему 70, он в строю и еще 40-летним фору даст!

Георгий Владимирович Горошанский, тренер-преподаватель ДЮЦ «Спартак» (Бор):

- В последнее время мы много общаемся с Евгением Михайловичем. Он консультирует меня по вопросам, связанным с российской сборной. У него же в этом плане огромнейший опыт! Никогда в помощи не откажет. Всегда подскажет, что и как лучше сделать. Даст верное направление, не отвернется, не станет юлить. Я вообще считаю, прямота – одно из главных качеств Евгения Михайловича, за что его очень уважаю. Его и в российской сборной знают и ценят. Отзываются как о толковом специалисте, который за Нижегородскую область горой стоит. Он все время на виду. На виду его ученики. Как сказал Цицерон, где дело само за себя говорит, к чему слова?

Екатерина Сергеевна Кондратьева, воспитанница Евгения Михайловича Борисенко, тренер-преподаватель УОР:

- Евгений Михайлович не просто мой тренер, он – мой второй отец. Мы с ним работали 15 лет. За это время, конечно, было всякое – ругались, мирились. Но главное - он меня многому научил. Всегда направлял по нужному пути, советовал, наставлял. До сих пор помню 2004 год. Чемпионат России, Тула, отбор на Олимпийские игры. Мы не рассчитывали, что попадем в команду. Но так случилось, что в беге на 200 метров я финишировала второй, хотя в то время выступала еще по молодежи, показала 12-й результат в мире. Я финишировала и увидела, как с трибуны спускается Евгений Михайлович, а на его глазах блестят слезы. Я забыла про усталость, бросилась к нему…

Потом, когда решился вопрос с составом команды, он пришел и трагическим тоном говорит: «Ну, что я тебе могу сказать?». Выдерживает паузу: «О чем мечтала, то случилось: 12 августа мы едем в Афины!». Правда, поехал он не по линии сборной, а по линии ФЛАНО, возможности пройти на разминочное поле, подойти ко мне у него не было. Он смотрел на меня с трибуны, а я ему пыталась что-то показывать через решетку ограждения.

Евгений Михайлович сыграл большую роль в становлении моей семьи. Стал настоящим дедом для моего сына Сергея. Он его только так и зовет: «Дедушка Женя». Сегодня, когда я сама работаю тренером, мы вновь в тандеме с Евгением Михайловичем. И я снова безмерно благодарна ему за помощь, которую он мне оказывает. Я его очень люблю!

Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.