- Василий, для всех без исключения российских легкоатлетов 2016 год был очень сложным. В том числе и для вас: на российских соревнованиях вы показали максимальный результат, а в итоге на Олимпиаду так и не попали…
- Да, в этом году я выиграл абсолютно все турниры: зимний и летний чемпионаты России, командный чемпионат страны, Кубок России, соревнования в Жуковском и Ерино. Также был лучшим на турнире «Звёзды – 2016», своеобразном альтернативном Олимпиаде турнире.
- С чем вы связываете свои успехи?
- В первую очередь, с накопленным опытом. Причём, не только своим, но и тренера. Последние четыре года мы работали именно на такой результат. Я как раз оправился после травмы, полученной в 2012 году. В 2013 году вышел в сектор, в 2014 году провёл хороший зимний сезон. Летом, правда, не всё получилось. Зато в 2015 году уже и зимой, и летом были определённые успехи.
- Достаточно вспомнить ваше серебро с Универсиады.
- Да, с каждым годом шло всё лучше, лучше и лучше. В итоге к этому году мы окончательно поняли, что нужно делать, чтобы грамотно подвести форму, распределить свои силы, что делать на тренировках. Убрали из планов то, что мне не нужно. Оставили упражнения, которые шли мне впрок.
- Вам 28 лет, вы тренируетесь у Горошанского 14 лет. И все эти годы шла кропотливая каждодневная работа.
- Кстати, в октябре как раз исполняется ровно 14 лет, как я пришёл в секцию к Георгию Владимировичу.
- Так что, если не секрет, вы оставили в своих тренировочных планах. Что добавили, что убрали.
- Например, серьёзно увеличили объём работы с резиной. Закупили резину – разной длины, жесткости – и стали делать много разных упражнений. У меня всё это хорошо пошло. Добавили различный спрыгиваний, сбеганий с горок с выталкиванием. С другой стороны, убрали большие отрезки. Раньше часто бегали по 300-400 метров, но я после этого очень долго восстанавливался, теперь оставили отрезки по 200 метров. И то, я бегаю их на тренировках небольшое количество раз. В этом году делали много упражнений со штангой. Абсолютно все мои личные рекорды в штанге датированы 2016 годом.
- Например?
- В полуприседе сделал 240 килограммов без опоры. На грудь с колена взял 125 кг, рывок с колена – 90. Я не делаю из этого никакого секрета. Наоборот, фото, видео своих тренировок выкладываю в инстаграмм. Просто молодые ребята часто задают вопросы по системе занятий, пишут даже из-за рубежа. Делюсь всем, что знаю и использую сам.
- А для восстановления после нагрузок что делаете?
- В первую очередь, массаж, баня. В последнее время стал регулярно использовать лёд. Где-то что-то заболело – сразу прикладываю. Я уже говорил об опыте, сейчас я более профессионально стал ко всему относиться.
- Насколько я знаю, у вас даже своя углеводная диета есть.
- Да, я её уже не первый год практикую. В чём суть. Когда идёт соревновательный сезон, я сижу на белковой пище и употребляю совсем небольшое количество углеводов. Ем нежирное отварное мясо: курицу, говядину. Рыбу, приготовленную на пару. Свинину не ем вообще, как и гарниры – ни картошку, ни макароны, ни гречу. Практически не употребляю сахара, мучных изделий. А за пару дней до старта, наоборот, начинаю есть пищу, богатую углеводами. И происходит так называемый углеводный удар - резкий всплеск сил. Я это состояние уже знаю, чувствую его перед соревнованиями.
- На мой взгляд, на такой диете сидеть достаточно сложно. Это ж какую силу воли надо иметь, чтобы удержаться от всяких соблазнов и не съесть чего-нибудь вкусненького.
- А я и не говорю, что моя углеводная диета подходит для всех. Некоторые ребята в сборной пробовали, их хватало на 2-3 дня. Потом ни сил, ни энергии не оставалось. А для меня она вполне приемлема, я её под себя и разрабатывал. И вообще, я считаю, в любом деле, многое зависит от самого человека. Если он действительно хочет чего-то добиться, он будет всеми путями идти к намеченной цели. У меня в этом году, например, была запредельная мотивация – отобраться и поехать на Олимпиаду. И всё, что от меня требовалось, я сделал…
- …но обстоятельства оказались выше вас.
- И для меня это был шок! Я был уверен, что суд-то мы точно выиграем (у других же спортсменов получилось?), и поедем-таки в Рио! Но вышло так, как вышло.
- Это, конечно, очень сложный психологический момент. Тем не менее, жизнь продолжается, что дальше? Что говорят в сборной, что говорят тренеры?
- Что говорят? Сейчас будет реально тяжело, потому что финансирование будет урезаться. Тем не менее, мы продолжаем работать, готовиться к следующему сезону. Разве что пока огня в глазах нет, мотивация чуть меньше. Потому что знаешь, что зимой в международных стартах ты вряд ли будешь участвовать. Но сейчас только октябрь, и я уверен, ближе к сезону, лично у меня желание выступать появиться. Я очень люблю соревноваться. А в январе, феврале у нас немало турниров, плюс главный старт - чемпионат России. Поэтому сейчас, несмотря ни на что, работаем, работаем, работаем…
- А летом? Реально российским легкоатлетам этим летом принять участие в международных стартах?
- Думаю, да. Дело сделано, куда уж дальше?
- Вам 28 лет, есть вероятность оказаться на Олимпиаде через 4 года?
- Конечно! Я знаю немало прыгунов, которым за тридцать и они прыгают на самом высоком уровне. Мне кажется, это опять же зависит от мотивации. Когда у тебя всё есть – медали, титулы, звания – ты на тренировках, наверное, уже не будешь «убиваться». Но когда ты не был, не участвовал, не завоевал, желание всего этого достичь, не пропадает. И, конечно, от самого спортсмена многое зависит. Как он будет подходить к ещё одному олимпийскому циклу, как он будет тренироваться. Я 100 процентов буду дальше тренироваться. Очень хочу оказаться на Олимпиаде!
- В общем, впереди опять сборы, соревнования… Сынишка вас узнаёт в лицо, или только на фотографии?
- Сейчас уже узнаёт, - смеётся Василий. – Но действительно в пору подготовки к Олимпиаде я был на сборах 7 месяцев, дома появлялся всего на несколько дней. Сейчас опять придётся поднапрячься. И я очень благодарен супруге, родным, что они с пониманием относятся к моему отсутствию. Это – моя работа и этим всё сказано.
- Когда бываете на Бору, земляки к вам подходят пообщаться, пожать руку?
- Было дело. Но если честно, я в таких ситуациях немного смущаюсь. Опять же бывают моменты, когда от спорта хочется просто немного отдохнуть. А люди, естественно, задают вопросы про Олимпиаду, и про всё, что с ней связано.
- Но до Токио ещё далеко, поэтому будем настраиваться на следующий год.
- Да, зимой буду выступать везде, ничего пропускать не будем. Ну, а если ближе к лету нас допустят к международным соревнованиям, это будет мощнейший толчок. Мотивация увеличиться в разы! В 2017 году пройдёт командный чемпионат Европы во Франции, много различных турниров. Будет, где выступить.
- От всей души желаю успехов в предстоящих стартах – и в российских, и, будем надеяться, в зарубежных!
Елена КУЗНЕЦОВА.