Источник: Федерация лёгкой атлетики нижегородской области
Не допустить «точку невозврата»

Приехал с чемпионата России из Чебоксар с двойственным чувством, неоднозначными впечатлениями. С одной стороны, очень рад за ребят, которые смогли попасть в олимпийскую сборную. С другой…

Крайне расстроен выступлением большинства нижегородских атлетов. Но сначала о хорошем - честь и хвала нашим олимпийцам! В преддверии Игр мы определили 9 человек, у которых были шансы попасть в национальную сборную. Из них особенно рассчитывали на семерых, в итоге в команду отобрались четверо, считай, более 50 процентов. Это просто здорово, отлично! Но мог бы сложиться и другой расклад. Под вопросом, например, была занявшая на «пятерке» третье место Наталья Пучкова, выступающая за нас и за Чувашию. А Наташа Садова? Разве можно бросить камень в ее огород? Она отработала на все сто, сделала больше, чем просто выступила на чемпионате. Она у нас настоящий боец, «маяк» для молодежи и большая умница. Или возьмите Колю Седюка. Да, получилось не все, просто не сложилось. Но он работает, у него хорошие перспективы. А вот про Антона Юртаева, увы, сказать такого не могу. Достигать высоких результатов, параллельно занимаясь двумя видами спорта… Не знаю, вряд ли у него что-то получится дальше, если он не сделает выбор в пользу либо легкой атлетики, либо пожарно-прикладного спорта. В любом спорте надо пахать, рассчитывать на один талант не стоит. В прошлом году звезды для Антона сложились, он стал вторым на чемпионате страны. И что мы имеем в этом? Попадание в финал на 200-метровке. Чтобы быть «на уровне» не то что в мире, у нас в России, надо «упираться», идти к поставленной цели, а не распыляться. Сергею Михайловичу Кузякину, да и другим нашим тренерам, думаю, надо плотнее контактировать с наставниками российской сборной, а не вариться в собственном котле.

О чем еще болит душа… Знаете, раньше фильм был «Оптимистическая трагедия», ситуацию в нижегородской легкой атлетике сегодня я бы охарактеризовал, как… «трагедийный оптимизм». Просто здорово, что столько наших спортсменов отобралось на Олимпиаду. Ну, а дальше-то что? Все прекрасно понимают, что на сегодняшний день исчерпаны все заделы, израсходованы все резервы, хороших ребят, новых «звездочек» можно пересчитать по пальцам. Ведь когда подрастали Дима Рыжухин, Юля Сотникова, Наташа Садова, Катя Кондратьева, Олег Мишуков, Женя Лебедев, в 17-18 лет они из себя уже что-то представляли. И что мы имеем сейчас? 30-е, 40-е места в итоговых протоколах юношеского первенства страны. Картина удручающая…

И пусть не обижаются на меня наши тренеры, в первую очередь, это упрек в их адрес. Может, пора перестать надеяться на эстафету в Сочи – мол, заняли третье место, вот и «отработали» зарплату. А действительно начать работать, спрашивать в первую очередь с себя, перестать кивать на нашу убогую материальную базу. Да, никто не спорит, ситуацию здесь нужно менять и федерация работает в этом направлении, но получается не так быстро, как хотелось бы. Но я хочу сказать о другом. Во многих российских городах, казалось бы, есть все, чтобы легкая атлетика развивалась: стадионы, манежи, деньги… А вот хороших спортсменов нет, результатов они не показывают. Парадокс? Вовсе нет. Просто, по всей видимости, они прошли так называемую «точку невозврата». Когда все развалилось, перестала работать система, ушли тренеры, не стало спортсменов. Все спохватились, стали строить стадионы-манежи, а все - уже поздно. Вот сейчас в Нижнем возводят комплекс трамплинов за 1,5 миллиарда рублей. А прыгать-то с них уже некому, и я не знаю, сколько должно пройти лет, чтобы у нас выросли новые чемпионы в этом виде спорта.

В легкой атлетике эту «точку невозврата» мы пока не прошли, но приближаемся к ней. На чемпионате страны увидел этому еще одно подтверждение. Наши тренеры почти забросили технические виды, да и беговые сводятся к 100, 200, 400 метрам, максимум – 800. Про длинные и сверхдлинные дистанции я вообще молчу, ими занимаются единицы. А все почему? Потому что это тяжело: и ученику, и тренеру. Когда у тебя группа в 15 человек, одному – барьеры, другому – длину, это ж подумать надо, как тренировку выстроить, всех на стадионе «состыковать». И совсем другое дело сесть на финише и щелкать секундомером. Нет, я не «журю» тренеров - все взрослые люди и каждый сам для себя решает, как ему работать. И все же, считаю, президиуму федерации на будущее нужно предпринимать какие-то действия, чтобы эту ситуацию изменить. Технические виды, они ж у нас скоро вымрут, как мамонты. На Бору тренеры еще как-то пытаются их поддерживать, в автозаводской КСДЮСШОР, Владимир Владимирович Шишкин барьерами с ребятами занимается, но это лишь малая толика. Надо как-то иначе приоритеты расставлять, чтобы и техническими видами был интерес заниматься. Понятно, что негде, понятно, что непросто, понятно, что нет базы. Но, дорогие друзья, посмотрите тогда на метателей. У них вообще нет ничего! Я вот все думаю, в чем сила, мудрость, талантище Коптюха и Чуркиной? И понимаю - они сумели создать группу единомышленников, величайшие профессионалы Иван Никитович и Людмила Ильинична смогли на первый план поставить человеческие качества, создать вокруг необыкновенную ауру взаимовыручки, взаимопомощи, ответственности. Расти вокруг себя учеников и сподвижников, вот тогда ты - великий тренер. И вы посмотрите - на высочайшем уровне выступают Садова, Коротков, Седюк, Сайкина, а их уже «подпирают» Пронкин, Садова-младшая. Покажите мне других наших тренеров, у которых был бы такой «задел».

Побывав на чемпионате России в Чебоксарах, я в очередной раз убедился: мы не дорабатываем – тренеры, федерация, я, как ее председатель. А ведь в этом предолимпийском году спортсменам и тренерам были созданы практически все условия для подготовки. Стало быть, и спрос со всех особый. Чемпионат России – это еще один повод для встречи, серьезного разговора, изменений в работе.


© Федерация лёгкой атлетики нижегородской области (http://flano.ru)